Из-за скоростного Интернета операторы мобильной, стационарной и международной связи теряют доходы
За пять месяцев этого года украинцы потратили на доступ в сеть более 1,1 млрд грн, данные Госкомстата. При этом, несмотря на кризис, общая выручка интернет-провайдеров выросла почти в полтора раза год к году. А объем услуг населению практически удвоился: +88% год к году. По величине затрат украинцев на связь интернет уверенно занимает четвертое место, уступая лишь городской, междугородной и мобильной связи. От первых двух (на них за пять месяцев украинцы потратили 1,5 млрд грн и 1,9 млрд грн соответственно) рынок интернет-доступа отстает незначительно, зато от мобильной (11,19 млрд грн) — десятикратно. Впрочем, разрыв этот в ближайшем будущем будет сокращаться. В отличие от провайдеров операторы мобильной, стационарной и международной связи доходы теряют. Выручка сотовых операторов в январе–мае снизилась на 4% год к году; сегменты городской и междугородной связи просели на 12,8% и 18,5% соответственно. Результат вполне закономерный. Во-первых, интернет (во всех его проявлениях — от IP-телефонии до ICQ и Skype) уверенно теснит традиционные виды связи. Во-вторых, мобильные и стационарные операторы достигли своего потолка: обычный телефон есть у любого горожанина, а уровень проникновения мобильной связи в Украине давно превысил 100%. Зато степень проникновения интернета в нашей стране, по разным оценкам, не превышает 14–16%. Исходя из уровня проникновения в развитых странах Евросоюза (по данным Internet World Stats, 60–80%) было бы логичным предположить, что в ближайшие 5–10 лет объем украинского рынка доступа увеличится в три-пять раз, то есть составит примерно половину выручки сотовых операторов. На самом же деле этого не произойдет. Правда, вовсе не из-за того, что украинцы вдруг перестанут интересоваться всемирной паутиной, — просто к этому времени подобное сравнение станет нетактичным, поскольку на рынке услуг связи не останется ни провайдеров, ни сотовых операторов в чистом виде. Не исключено, что лет через 10 вообще все услуги связи мы будем получать из рук одной компании, предлагающей телевидение в нагрузку к услугам провайдера и сотовую связь — в качестве бонуса пользователям мобильного интернета. Вполне возможно, что подобные телекоммуникационные монстры возникнут на базе нынешних сотовых операторов, ведь сегодня мобильщики в состоянии скупить проводных конкурентов на корню. А может быть, и наоборот, ведь доходы провайдеров устойчиво растут, а у сотовых компаний хотя и медленно, но падают.